|
Тест зимних шин тридцатилетней давности.Чтобы напомнить автолюбителям о тех давних временах, когда выбор шин был далеко не таким огромным, как сейчас, мы публикуем тест зимних шин журнала «За рулем» из номера 4 за 1979 год.
Испытывает «За рулем»: МИ-166 — новая отечественная шина с металлокордом.В последней статье, посвященной автомобилю «ИЖ-комби», который находится на редакционных испытаниях, речь шла о поведении автомобиля, о работе отдельных его агрегатов, узлов и, в частности, о шинах. Было это ровно год назад. Тогда же, в апреле по предложению НИИ шинной промышленности мы поставили на наш автомобиль экспериментальные шины модели МИ-166. Машина прошла с ними уже более 35 тысяч километров. И это дает право сделать некоторые личные выводы о состоянии и поведении шин. А также рассказать о результатах отдельных специальных испытаний. В конструкции МИ-166 радиальное расположение двух слоев нитей текстильного корда каркаса сочетается с двухслойным же металлокордом в брекере. Ее создание продиктовано все возрастающими требованиями к шинам со стороны автомобилестроителей. Мягкость и долговечность, меньшее сопротивление качению, высокие сцепные качества и уменьшение расхода топлива — вот основные задачи, которые решилась при конструировании новой модели массовой отечественной шины. «Комби» получил новую «обувь», когда его спидометр показывал 82 тысячи километров. Первое, что бросилось в глаза после того, как шины установили на автомобиле: они постоянно кажутся приспущенными. Некоторое время я ловил себя на том, что слишком часто стал проверять давление в них. Желание напомнить мне об этом возникало и у некоторых водителей на улице, которые из лучших побуждений сигналили и показывали на колеса. Манометр убедил меня, что причины для беспокойства нет, постепенно я привык к такому виду шин и контролировал давление как обычно — раз-два в неделю. Повышенная эластичность боковины МИ-166 проявляется еще и качественно, что тоже замечаешь сразу, — шина заметно шире, она стоит на дороге плотно, уверенно, увеличивая площадь сцепления, или, как говорят специалисты, пятно контакта, и делая его по форме приближающимся к прямоугольнику, то есть к идеалу.
Рисунок протектора у шины универсальный, глубиной около 8 мм. В нем сочетаются довольно крупные элементы, рассеченные мелкими углублениями с зигзагообразными дорожками для отвода воды. Первые километры на новых шинах были самыми любопытными. Автомобиль стал двигаться мягче. И в то же время, как бы в противоположность этим ощущениям, появились другие: «комби» стал тоньше «чувствовать» температурные швы и выбоины на дороге. Не берусь ручаться за точность моих выводов, но похоже что металлокорд в брекере, состоящий из тонких и гибких проволочек, при больших оборотах колеса, соответствующих скорости автомобиля свыше 60 км/ч, стремится под действием центробежных сил принять форму хоть эластичного, но стального кольца, а потому и более остро воспринимает все неровности дороги и «эхо» от них передает через подвеску на кузов. Конечно, никаких отрицательных для подвески и кузова последствий это не вызвало. Коль уж речь пошла о личных ощущениях, имеет смысл рассказать о них полностью. Автомобиль на новых шинах почти одинаково хорошо ведет себя как на сухом, так и на мокром асфальте. Удачная рецептура резины и большая площадь контакта с дорогой обеспечивают хорошее сцепление, а рисунок протектора таков, что при дожде он исправно «выжимает» воду из-под колеса, не создавая водяного клина. Для проверки правильности своих ощущений я пробовал поочередно проходить крутые повороты на двух моделях шин: М-130, установленной на редакционном «Москвиче-2140», и МИ-166 на «ИЖ-Комби». В первом случае уже при скорости 45-50 км/ч резина начинала «пищать», проскальзывала в пятне контакта, во втором — беззвучно шла даже на скорости 60 км/ч. Особенно хорошо зарекомендовали себя новые шины зимой. Как-то, в один из тех дней, когда морозы спадают и дорога, будто потея, становится особенно скользкой, я ехал по набережной Яузы. Автомобили медленно двигались по ней в три ряда. А потом стали почему-то сбиваться влево. Я перестроился в правый ряд и увидел, что метрах в трехстах впереди на подъеме стоит «Ныса» и отчаянно буксует. Ее-то заблаговременно и старались все объехать. Остановиться же никто не хотел, зная, что тронуться на подъеме будет трудно. Я подъехал, остановился метрах в пяти от буксующего микроавтобуса, подошел к нему, и оказалось, что усилия одной руки достаточно, чтобы «Ныса» сдвинулась с места и поползла вверх. Ряд стал свободным. «Комби» легко, без всяких осложнений, тронулся и одолел подъем. А я мысленно поставил «плюс» в оценке шин. Были зимой и другие дни, когда дорогу заносила поземка или на ней налипал мокрый снег, — шины не подводили ни разу. Но все это эмоции, так сказать, лирика. А автомобилисту нужны еще и цифры, доказательства. Есть и цифры. Получить их нам помогли испытатели НИИ шинной промышленности.
МИ-166 были испытаны в полном соответствии с существующими методиками. И результаты их испытаний мы сравнили с теми, что получили при испытаниях французских шин «Мишлен» (кстати, сегодня они считаются одними из лучших в мире колес, которые можно принять за эталон) и отечественных, хорошо знакомых владельцам «жигулей» модели ИЯ-170. Испытания показали, например, что тормозной путь, такой важный для безопасности движения параметр, у МИ-166 короче на 3-5% по сравнению с французскими модели «ZX» и на 9-11% — с ИЯ-170. Влияние шин на устойчивость и управляемость автомобиля оценивается по тому, с какой максимальной скоростью, не сбивая ограничителей можно сделать на мокром асфальтобетоне «зигзаг» в довольно узком проезде, имитируя обгон автомобиля. По этому показателю шины «Мишлен» и МИ-166 оказались равноценными. Естественно, каждого автомобилиста интересует, а как же повышенная эластичность шин отражается на максимальной скорости автомобиля и его способности свободно катиться «на нейтрали». И на этот предполагаемый вопрос тоже получен ответ. Если наибольшую скорость, развиваемую на шинах «Мишлен», принять за 100%, то с МИ-166 эта скорость снизилась на 1%. Путь свободного качения со скорости 80 км/ч до полной остановки на французских шинах составил 1014 метров, а на МИ-166 — на 19 метров меньше. Путь же, пройденный на серийных ИЯ-170, был еще короче — 985 метров. Конечно, при этих испытаниях точность замеров обеспечивалась специальными регистрирующими приборами «путь — время — скорость», но только по ним и можно было определить какую-то разницу. Практически же можно считать, что МИ-166 ни в чем не уступали высокому эталону. Показатели топливной экономичности у МИ-166 оказались также на высоте. По сравнению с шинами «Мишлен» он заставляли двигатель расходовать топлива лишь на 2 г с каждых 100 г больше. Но на 4 г оказались экономичнее шин ИЯ-170.
Наконец, есть еще один показатель, играющий не последнюю роль в вопросе о том, имеет ли шина право на жизнь. Этот показатель — долговечность. На нашем автомобиле, как уже было отмечено, шины прошли более 35 тысяч километров. Рисунок протектора еще свеж и глубок. Он изношен примерно наполовину. Если вспомнить, что по существующим нормам гарантийный пробег радиальных шин составляет 40 тысяч километров, а в эксплуатации они, как правило, работают несколько дольше, то очевидно, что МИ-166 и эти нормы перекроет с лихвой. Уверен, что шины отработают на «комби» еще не меньше 30 тысяч километров. Для тех условий, в каких эксплуатируются редакционные автомобили (80% пробега езда по городу с непрерывными разгонами и торможениями), такая долговечность шин вполне приемлема. Надо думать, она устроит самого взыскательного потребителя. В начальный период эксплуатации шин (а это совпало с моментом, когда «гудящий» задний мост был заменен и в «комби» стало тихо) показалось, что шины при движении накатом сильно шумят. Специальные испытания опровергли это ощущение. Уровень шума в салоне автомобиля при движении со скоростью 80 км/ч на брусчатке и на бетонном покрытии составил ровно столько, сколько и на шинах «Мишлен». Когда в редакции готовился этот материал о первом знакомстве с МИ-166, мы узнали, что специалисты шинной и автомобильной промышленности закончили весь цикл стендовых и лабораторно-дорожных работ, входящих в комплекс самых ответственных межведомственных испытаний этих шин, и принято решение о постановке их на опытно-промышленное производство. Это значит, что не за горами время, когда многие из наших читателей получат удовлетворение от езды на современных, надежных шинах, которым можно доверять в любой дорожной обстановке. Тех, кому доведется ездить на МИ-166, хотелось бы предупредить о некоторых особенностях их эксплуатации. Прежде всего — тщательно контролируйте давление (оно должно составлять 1,6 кгс/см2 для переднего и 1,9 кгс/см2 для заднего колес). Внешний вид шин обманчив. Через несколько недель водитель привыкает к их «приплюснутому» виду и однажды может уехать на спущенном баллоне. А это чревато серьезными последствиями, поскольку мягкая боковина быстро «изжуется», и покрышку придется выбрасывать. Будьте осторожны при остановке у тротуара. Тонкая боковина легко ранима. Раз, другой, третий грубо «притретесь» к бортовому камню — и корд будет непоправимо испорчен. Конструкторы учли это обстоятельство: по боковой поверхности шины идет жесткий «бурик», своеобразное предохранительное кольцо, принимающее на себя ошибки водителя при подъезде к тротуару. Но лучше на это не надеяться и выработать привычку ставить машину на некотором расстоянии от тротуара. В остальном следует руководствоваться существующими «правилами эксплуатации автомобильных шин», которые полностью распространяются и на МИ-166. Б.Демченко, инженер Редакция благодарит отдел испытаний Научно-исследовательского института шинной промышленности за помощь в проведении теста. Копирование и публикация новости разрешается при ссылке на источник: https://www.shina.ru/infa_2011_11_10.shtml |
|
Быстро и надежно. Интернет магазин шин и дисков. © 2000-2024 — Шинные центры Шина.RU Отзывы: info@shina.ru |